33. Повесть о мучении некотораго новоявленнаго мученика в греческой земле, чему преп. Максим был самовидцем.

Те, которые воистину возложили упование на Господа, пребывают недвижимы, как святая гора Сион, и ни сладкопитание, ни слава, ни похоть плотская, ни горькия муки, ни самый страх смерти не могут их поколебать. Был некоторый юноша, очень благочестивый, украшенный внешним видом и обилующий всякими душевными добродетелями, верою христианин, не вполне обученный книжному делу, но по уму украшенный похвальными обычаями. Он был рабом одного богатаго турка и пас его овец на тучных пажитях. Дочь его господина, юная девица, сильно пленилась любовию к нему, но тот отвергал бесовскую любовь ея, как агарянки, и с клятвою удостоверил, что никогда не исполнит ея желания, если ранее не увидит ее очищенною христианским крещением и если брак не совершится по закону Божию. Она немедленно на это согласилась и бежала с ним, оставив сразу все: и родителей, и отечество. Но, взирающий на все доброе завистливым оком, не оставил вне своих завистливых сетей и это дело, но подвиг к розысканию самого родителя отроковицы, который, как голодный зверь, устремляющийся на лов, после долгих усилий, нашел их спрятавшимися в некотором лесу, подобно незлобивым молодым оленям, укрывающимся от зверя. Нанеся раны этому любителю целомудрия, он привел его опять в дом свой связанным; узнав же от своей дочери о его чистом и дивном воздержании, удивился, слыша о такой силе целомудрия, потому, изменив ярость свою на кротость, начал такими ласковыми словами уговаривать его к своей воле: "Откажись, о доброе дитя, от твоей отеческой веры, прими мою и будь таким, как я, и я сочетаю тебе браком эту желаемую тобою дочь мою и сделаю тебя наследником всех моих имений". Добрый же рачитель благочестия, услышав такой совет агарянина относительно веры, весь исполнился Святаго Духа, разжегшись душею к любви божественной и к желанию мученичества, и ответил: "Пропади ты вместе с своею дочерию и с своими богатствами, сквернейший сосуд пагубных бесов! Я веру сохраню Богу моему чистою, насколько имею сил, тебя же, и твои богатства, и дочь твою, и самую прелесть безбожнаго Магомета с радостию отвергаю"! Этими словами будучи раздражен, как бешеный пес каменьями, агарянин, взбесившись, напал на отрока и стал бить его немилостиво кулаками и ногами, потом на добрую его выю надел веревку и, саязав руки назад, потащил безчеловечно и предал судии, как татя и хищника своей дочери, и как весьма хульно уничижившаго самого Магомета, и другия многия клеветы возвел на него. Судия же все прочия клеветы оставил без внимания, а обвинял его только ради одной веры. Посредством всяких ухищрений он принуждал и убеждал достохвальнаго юношу, лаская, муча и обещая ему многия блага, и всякими кознями пытался разорить душевный столп прекраснаго юноши, но встретил в нем неподвижную гору, которую и пытался сдвинуть с места и спицей хотел провертеть твердейший адамант. Когда же убедился, что никакими насилиями не может подчинить себе убеждение досточуднаго юноши, то велел надеть ему на шею веревку и медленно подымать его с земли, а потом быстро опустить и при этом сказать ему: "Пощади цветущую твою молодость и не избирай себе напрасно такой безчестной смерти". Три раза добрый юноша претерпел такое мучительное давление и три раза сказал: "Христос мой Бог и Царь", и после того в радости предал дух свой Христу. Трижды Его исповедав, он трижды и умер за Него. Воистину, прекрасный сей юноша явился славнейшим подвижником за благочестие, великодушно поправ все: и славу, и похоть плотскую, и самую жизнь ради единой божественной любви Христовой.

Устыдимся же мы, которые честнейшие законы Христовы ставим ниже сквернаго разврата, и - или вступим в законный брак, или будем нести иго чистоты, как последователи благочестия!

Haзaд


Яндекс.Метрика